Воспитательная работа
Основополагающими принципами организации воспитания студентов в ПОЧУ КИД являются:
- осуществление воспитания студента ПОЧУ КИД в контексте целей и задач образования в России;
- ориентация при организации воспитательного процесса на нравственные идеалы и ценности гражданского общества;
- реализация контекстного подхода;
- сохранение и развитие традиций учебного заведения;
- реализация воспитательной функции учебного заведения в единстве учебной и внеучебной деятельности;
- открытость воспитательной системы колледжа – усиление роли партнерских связей в реализации воспитательной функции образования;
- гибкость системы воспитания студентов в колледже, возможность её саморазвития;
- усиление социальной активности, предполагающей включение студентов в общественно-политическую жизнь общества;
- поддержка и развитие научно-исследовательского творчества студентов;
- сбалансированное системное сочетание административного управления и самоуправления студентов;
- создание и развитие органов студенческого самоуправления.
Условия организации воспитательной деятельности:
- мотивационно-стимулирующие – создание атмосферы позитивного отношения к научно-исследовательской, общественно-педагогической, социально-трудовой, спортивно-оздоровительной, культурно-досуговой деятельности; создание условий для популяризации достижений в области внеучебной деятельности среди студентов и преподавателей; создание предпосылок для самореализации творческих способностей;
- кадровые – подбор, повышение квалификации педагогических кадров для успешного руководства внеучебной деятельностью;
- материально-технические – создание необходимой материально–технической базы для реализации программы развития воспитательной деятельности;
- нормативно-правовые и методические – наличие документации, необходимой для реализации основных направлений воспитательной деятельности; обеспечение права студентов на участие во внеучебной деятельности, осуществляемой структурными подразделениями колледжа и органами студенческого самоуправления;
- информационные – доступ студентов ко всем информационным ресурсам учебного заведения, освещение основных направлений воспитательной деятельности и достижений во внеучебной работе;
- организационные – обеспечение возможности каждому студенту найти свое место во внеучебной деятельности для развития способностей, становления творческих и других профессионально и личностно значимых качеств; организация PR-деятельности в студенческих сообществах.
Цели и задачи воспитательной деятельности
Целью воспитательной деятельности является обеспечение условий для становления, развития и саморазвития личности студента - будущего специалиста сферы образования, обладающего гуманистическим мировоззренческим потенциалом, культурой и гражданской ответственностью, ориентированного на профессиональное, интеллектуальное и социальное творчество.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
- обеспечение целостности и взаимосвязи учебной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности;
- сохранение, обогащение и обеспечение преемственности культурно-исторических и научно-педагогических традиций учебного заведения, формирование корпоративной культуры;
- становление и развитие ключевых компетентностей (здоровье, сбережения, гражданственности, самосовершенствования, саморегуляции, личностной рефлексии, социального взаимодействия, ценностно-смысловой, информационной и др.), основ профессиональной компетентности;
- становление и развитие у студентов качеств, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда;
- развитие у студентов ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры и формирование нравственных качеств;
- развитие творческих и исследовательских способностей студентов в различных видах деятельности;
- укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому стилю жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению;
- содействие работе студенческих общественных организаций; установлению связей с различными молодежными общественными организациями.
Общая цель воспитательной работы достаточно стабильна, но ее реализация связана и определяется совокупностью различных условий (социальных, экономических, правовых, социально-психологических, материальных и т.д.). Существенная часть этих условий объективна и непрерывно изменяется. Поэтому положительное решение основных интегрированных задач воспитания возможно при систематической коррекции и уточнении составляющих их частных задач воспитательной работы. В связи с этим в ПОЧУ КИД разработана и утверждена программа воспитательной деятельности на цикл обучения, где обозначены следующие воспитательные задачи:
I курс
- изучение индивидуальных особенностей, увлечений, интересов каждого студента;
- формирование коллективов групп и курсов, определение лидеров;
- создание условий для личностной самореализации, этико-эстетического проявления индивидуальности в общении, творческой деятельности и др.
- оказание помощи студентам в социально-психологической адаптации, в преодолении затруднений в общении, в анализе и решении конфликтных ситуаций: межличностных, межгрупповых и т.д.;
- формирование понятий эстетической, этической культуры и культуры межнационального общения.
II курс
- расширение спектра социальных ролей с целью обогащения жизненного опыта;
- расширение ряда функций самоуправления и развитие различных форм самовыражения;
- продолжение работы по формированию коллективов студенческих групп, укрепление традиций;
III курс
- создание условий для повышения интеллектуальной культуры, определения профессиональной направленности;
- стимулирование к участию в научно-исследовательской деятельности;
- формирование социальной активности и гражданской ответственности.
- оказание помощи в организации самоуправления в учебном заведении с использованием опыта старших курсов во всех сферах студенческой жизни;
IV курс
- завершение формирования системы ценностей и основных личностных характеристик, определяющих статус специалиста;
- социализация через дополнительные специализации.
Реализация целей и задач программы воспитательной деятельности в ПОЧУ КИД осуществляется по основным направлениям воспитания студентов.
Содержание и основные направления воспитательной деятельности
- Духовно-нравственное воспитание – создание условий для развития самосознания студентов, формирование этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни.
- Гражданское, патриотическое и правовое воспитание – меры, способствующие становлению активной гражданской позиции личности, осознанию ответственности за благополучие своей страны, региона, учебного заведения; усвоению норм права и модели правомерного поведения.
- Профессионально-трудовое воспитание – формирование творческого подхода, воли к труду и самосовершенствованию в избранной профессии, приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики.
- Эстетическое воспитание – содействие развитию устойчивого интереса студентов к кругу проблем, решаемых средствами художественного творчества, и осознанной потребности личности в восприятии и понимании произведений искусства.
- Здоровый стиль жизни и физическое воспитание – совокупность мер, нацеленных на популяризацию спорта, укрепление здоровья студентов, усвоение ими принципов и навыков здорового стиля жизни.
Воспитательный процесс в ПОЧУ КИД осуществляетсяпосредством специальных структур учебного заведения через систему соответствующих мероприятий. Эти структуры обеспечивают целостность содержания и преемственность форм организации процесса воспитания на различных этапах с учетом специфики специальностей, дополнительных специализаций, их традиций, кадрового потенциала, социальных запросов и др.
Управление воспитательным процессом в колледже осуществляет администрация, методическое объединение классных руководителей и органы студенческого самоуправления.
Ведущая роль в управлении воспитательной деятельностью принадлежит Администрации колледжа, которая утверждает концепцию и программу развития воспитания, основные направления воспитательной работы и осуществляет контроль над их реализацией, участвует в формировании воспитательного пространства коллектива. Непосредственное руководство воспитательным процессом осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
Администрация колледжа
- осуществляет введение в действие основных нормативных, нормативно-методических документов, регламентирующих воспитательную деятельность колледжа.
- осуществляет формирование основных направлений воспитания на факультете, разработку планов воспитания с учетом мнения преподавательского коллектива, а также мнения студенческого актива;
- привлекает преподавательский состав к участию в организации и проведении воспитательных мероприятий в колледже;
- способствует созданию материально-технической базы для обеспечения воспитательного процесса, научно-исследовательской деятельности студентов, художественного творчества, оздоровительной и спортивной работы;
- использует возможности морального и материального поощрения преподавателей, сотрудников и студентов, активно занимающихся организацией воспитательной деятельности.
Заместитель директора по воспитательной работе:
- разрабатывает основные нормативные, нормативно-методические документы, регламентирующие воспитательную деятельность колледжа;
- обеспечивает системность и целенаправленность воспитательной деятельности;
- координирует деятельность структурных подразделений колледжа по проблемам воспитания;
- осуществляет обобщение опыта воспитательной деятельности, разработку рекомендаций по внедрению в образовательный процесс новых направлений и технологий воспитания;
- осуществляет организационно-методическое обеспечение и научно-методическое сопровождение воспитательной деятельности;
- корректирует содержание воспитательной работы;
- использует возможности морального и материального поощрения преподавателей, студентов, активно занимающихся организацией воспитательной деятельности.
Методическое объединение классных руководителей
- координирует текущую работу по организации и проведению мероприятий различного уровня;
- активизирует меры по повышению социального статуса воспитания;
- содействует созданию новых организационных форм и методов работы, созданию общественных объединений воспитательного характера;
Органы студенческого самоуправления (соуправления):
- организуют культурно-массовую, спортивно-оздоровительную работу и социально значимую общественную деятельность студенчества;
- взаимодействуют с администрацией училища по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса, поиску и организации эффективных форм самостоятельной работы;
- содействует организации быта и досуга студентов.
Контроль (оперативный и периодический) осуществляется администрацией колледжа, заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями. Объектом контроля является сам процесс воспитания, его отдельные направления и результаты, а также деятельность структурных подразделений в этой сфере.
План воспитательной работы на 2019-2020 учебный год
Наименование мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОЧУ КИД |
||
Подбор и назначение кураторов студенческих групп первых курсов | до 30 августа | Зам директора по ВР |
Составление плана воспитательной работы колледжа | сентябрь | Зам директора по ВР |
Совещания кураторов учебных групп | 1 раз в два месяца | Зам директора по ВР, кураторы групп |
Организация работы специалистов организаций социальной сферы (психолог, нарколог, работники прокуратуры, полиции, ГИБДД, и др.) | в течение года | Зам директора по ВР, кураторы групп |
Организация ученического самоуправления в учебных группах | сентябрь | Кураторы групп |
Организация досуговой деятельности студентов и работа творческих групп | в течение года | Кураторы групп, студенческий совет |
Организация работы с родителями: - общие родительские собрания; - групповые родительские собрания | в течение года | Кураторы групп, учебная часть |
Подготовка и представление отчетов и другой информации о воспитательной работе колледжа в вышестоящие организации | по требованию | Зам директора по ВР |
II. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ |
||
Систематическое освещение мероприятий воспитательного процесса на сайте колледжа | в течение года | Зам директора по ВР студенческий совет |
Своевременное размещение информации по воспитательной работе на стендах колледжа | в течение года | Студенческий совет |
Мониторинг воспитательной среды колледжа | в течение года | Зам директора по ВР |
III. НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ |
||
учебно-воспитательное | ||
Встреча директора, заместителей директора колледжа с первокурсниками с целью ознакомления с правилами обучения в колледже. | сентябрь | Учебная часть |
Проведение «Дня знаний». | сентябрь | Кураторы групп, учебная часть |
Встреча директора колледжа со студенческим активом | октябрь, май | Директор колледжа |
«День открытых дверей» | ноябрь, март | Зам. директора по УМР |
гражданско - патриотическое | ||
Конкурсы фотографий «Мой любимый город» | ноябрь | Студенческий совет, кураторы групп |
Спортивные состязания, посвящённые Дню Защитника Отечества | февраль | Студенческий совет, кураторы групп |
«Память бессмертна» (художественно-поэтическая встреча) | май | Студенческий совет, кураторы групп |
Конкурс авторских стихотворений, посвященных ВОВ | май | Студенческий совет, кураторы групп |
«Цикл бесед, классных часов, конкурсов о зарождении гражданско-правовых отношений в Древней Руси, «Я – гражданин России!» | май | Кураторы групп |
Конкурсы фотографий «Мой любимый город» | ||
профессионально-трудовое | ||
Организация и проведение конкурса «В науку через творчество» | апрель | Кураторы |
Организация и проведение субботников, участие студентов в областных и городских экологических акциях. | в течение года | Кураторы |
Организация экскурсий | в течение года | Кураторы |
духовно-нравственное | ||
Организация и проведение выставки творчества и достижений первокурсников «Мой колледж» | ноябрь | Кураторы групп |
Тематические беседы | в течение года | Кураторы групп, студенческий совет |
Тематические вечера, встречи с творческими людьми. | в течение года | Кураторы групп |
Рождественские праздники | январь | Кураторы групп, студенческий совет |
Студенческая акция «Мы не курим» | ноябрь, май | студенческий совет |
Кураторские часы: беседы с работниками наркодиспансера, работниками ГИБДД, прокуратуры и др. | в течение года | Кураторы групп |
Спортивно - оздоровительное | ||
Спартакиада среди студентов по футболу | сентябрь-февраль | руководитель физ. воспитания |
Освещение спортивных достижений студентов колледжа | В течение года | руководитель физ. воспитания |
День здоровья преподавателей и студентов | май | руководитель физ. воспитания |
Формирование и пропаганда здорового образа жизни в студенческой среде; профилактика заболеваний, чтение лекции и др. | в течение года | руководитель физ. воспитания, кураторы групп |
Организация правильного рационального питания студентов | в течение года | здравпункт |
Культурно-массовое и эстетическое | ||
«Посвящение в студенты» | сентябрь | Кураторы групп, студенческий совет |
«Знакомьтесь, мы – 1 курс!» | октябрь | Кураторы групп, студенческий совет |
Выпуск стенгазет к праздникам и событиям, проходящим в стране, колледже. | периодически | Кураторы групп, студенческий совет |
Выпускной вечер студентов. | май - июнь | Кураторы групп, студенческий совет, деканат |
Студенческое самоуправление | ||
Организация работы старост учебных групп | в течение года | Кураторы групп |
Формирование и организация работы студенческих специализированных отрядов | январь-сентябрь | Кураторы групп |
Работа студенческого профкома – организация культурного досуга, спортивно-массовых мероприятий, пропаганда здорового образа жизни. | в течение года | Кураторы групп |
Директор В.В. Гаах